Небесный сотоход

   Автор статьи: Андрей Маркеев

Компания «Аэрофлот – Российские авиалинии» и оператор «МегаФон» обеспечат в полете пассажиров воздушных судов мобильной связью.

Договор о начале предоставления услуг был подписан Виталием Савельевым, генеральным директором ОАО «Аэрофлот — Российские авиалинии» и Сергеем Солдатенковым, генеральным директором ОАО «МегаФон». Ни о какой эксклюзивности в данном случае речь не идет — и оператор и сам перевозчик вольны в своем дальнейшем выборе партнеров.

 

 

 

 

 

 


Аэрофлот и МегаФон первыми в России предоставят авиапассажирам возможность пользоваться мобильной связью и доступом в Интернет во время полетов. Всего в 2010 году сотовым оборудованием планируется оснастить четыре воздушных судна Аэрофлота. Первенцем станет среднемагистральный пассажирский лайнер Airbus А320. Он должен начать обслуживать первых абонентов-пассажиров уже в начале лета.

 

 

 

 


До конца года мобильная связь от МегаФона появится еще на двух лайнерах Airbus А320 и Airbus А330, выполняющем трансконтинентальные рейсы (свыше 5000 км). Инвестиции в проект только на первом этапе составят 150 миллионов рублей. В основном затраты пойдут на оборудование самолетов базовыми станциями стандарта GSM и организацию спутниковых каналов связи для соединения «воздушных» БС с наземной инфраструктурой МегаФона. В перспективе на дальнемагистральных рейсах планируется дополнительно обеспечить доступ в Интернет по технологии WiFi. Предполагается, что в дальнейшем все новые борта будут приходить уже с сотовым оборудованием, установленном в заводских условиях.

 

 


В силу специфических требований к безопасности полетов мобильная связь в самолетах будет возможна только в диапазоне 1800 МГц и на высоте более 3000 метров. О доступности услуг сотовой связи пассажиров будет предупреждать специальное табло.

 

 

 

 


Воспользоваться связью на борту смогут не только абоненты МегаФона, но и пользователи других российских и зарубежных мобильных операторов, имеющих роуминговые соглашения с «МегаФоном». Введения дополнительных видов авторизации в самолетной сети не планируется — средства за потребленные услуги будут списываться с мобильного счета абонентов обычным способом. Возможно, что данная процедура потребуется лишь в случае появления на борту WiFi сегмента.

 

 


Пассажирам будут доступны только услуги передачи данных и работа с SMS (10 рублей за штуку) и MMS сообщениями. К сожалению, пока предоставление голосовой связи на борту лайнеров не запланировано. Еще одно ограничение — отсутствие поддержки самолетными БС стандарта 3G. Оно и понятно — на один самолет будет приходиться канал спутниковой связи «толщиной» всего 1 Мбит/сек и если вдруг пассажиры всей толпой полезут в Интернет, то сетка вмиг ляжет и ни о каком дозвоне не сможет быть и речи. Как впрочем, и о скоростном доступе к сети. А учитывая, что 90% всех пассажиров имеют мобильники, из них — 60-70% коммуникаторы и 70% компьютеры, то подобную ситуацию вполне можно спрогнозировать. Правда, слегка остудить горячие головы могут тарифы на услуги передачи данных — они будут сравнимы с расценками при международном роуминге. Так, даже абонентам МегаФона за 1 Мб придется выложить 200 рублей! Что уж тогда говорить об абонентах других операторов, которым придется платить «зеленому» еще и роуминговую наценку. Столь высокая стоимость услуг объясняется наличием в цепочке связи спутникового сегмента. Возможно, что перед началом коммерческой эксплуатации тарифы будут несколько подкорректированы.

Нынешняя бизнес модель предполагает, что все доходы за телекоммуникационные услуги, оказываемые на бортах лайнера, будут оставаться у МегаФона. Собственно говоря, ни оператор, ни авиаперевозчик не собираются получать от сервиса доходы. Для обоих обеспечение мобильной связи в самолетах является скорее имиджевым проектом, направленным на повышение лояльности пользователей, чем коммерческим решением.

Но если МегаФон все же будет получать какие-то средства от абонентов, то Аэрофлот в данной ситуации выгляди просто бессеребренником. И это несмотря на то, что базовая станция, устанавливаемая на лайнерах, весит 80 килограммов, что авиаперевозчику выливается в дополнительные траты на топливо. Тем не менее, в Аэрофлоте заверяют, что нововведение на стоимости билетов никак не скажется, и с оптимизмом смотрят в будущее. Анализ проникновения сотовой связи показывает, что в 2014 году на среднемагистральных перелетах около 20% всех пассажиров Аэрофлота смогут воспользоваться услугами мобильной связи. Для дальнемагистральных эта цифра на 2010 год составляет 5%, а на 2014 — 30%. По предварительным расчетам порядка 19 миллионов пассажиров Аэрофлота в 2012-13 годах смогут воспользоваться мобильной связью на борту самолетов.

 

 

 

 

 

 


Пока авиационный парк не будет полностью оснащен сотовым оборудованием, при покупке билета пассажиры будут предупреждаться о возможности использования сотовой связи в самолете.

Также в настоящее время в Аэрофлоте работают над введением регистрации на рейс с помощью мобильного телефона.

 

 

 


© СОТОВИК

Новости за день

новости за 19 апреля

Авторизация


Регистрация
Восстановление пароля

Наверх