Скользкий контент

   Автор статьи: Андрей Маркеев

Сотовые операторы вынуждены бороться с мобильным мошенничеством.

Времена и нравы стремительно меняются. Да и технологии не стоят на месте, а с ними мутируют и мошенники, которых всегда было достаточно. В последнее время от них особенно достается пользователям мобильной связи. Связано это с новой расстановкой акцентов — если еще год назад 95% всех случаев мошенничества было направлено против операторов, то сейчас мобильные корсары развернули свои фрегаты в сторону абонентов.
Так, по неофициальным данным каждый 5-й житель нашей страны был атакован в том или ином виде новыми флибустьерами, преступный доход которых составляет 160 миллионов долларов (на мой взгляд, эта цифра не отражает подлинной ситуации).
Так, МегаФон сообщает о 35-и кратном росте числа жалоб по сравнению с прошлым годом.



Доля жалоб на мошенничество с premium-номерами в зависимости от региона

К наиболее частым видам мобильного мошенничества относятся «сервисы без сервисов», когда абоненту за отправку платного сообщения на короткий номер предлагается несуществующая услуга. Например, сканер тела, звуковые наркотики, перехватчик SMS и т.п. Недавно у одной из станций метро в Санкт-Петербурге неизвестные раздавали листовки с символикой федеральной налоговой службы, в которых предлагалось отправить SMS на короткий номер, чтобы узнать свою задолженность по налогам. Люди отправляли такой запрос стоимостью 300 рублей, но в ответ ничего не получали.
На втором месте стоят разнообразные блокираторы и всевозможные порновирусы. С этими видами мошенничества по данным компаний, занимающихся разработкой антивирусных приложений, в пиковый сезон (конец прошлого года) сталкивалось до 100 тысяч пользователей ПК ежедневно. К настоящему времени создано уже около 1500 модификаций подобных программ, требующих для восстановления работоспособности компьютера отправки на короткий номер от 1 до 3 SMS.
Не менее активно продвигаются вирусописателями и сервисы с псевдооткрытками, которые заражают мобильные аппараты и рассылают в автоматическом режиме сообщения на платные короткие номера.
Наконец, в целях получения прибыли мошенники порой идут просто на банальный обман, указывая заниженную в несколько раз цену предоставляемых услуг.




Но нечистоплотные дельцы не стоят на месте и постоянно модифицируют свои сервисы. Так, стоило сбить волну различных видов блокираторов, как подняли голову обманы типа «срочно кинь мне на счет 200 рублей, а то у меня закончились деньги» или «я ошибочно положил на ваш счет деньги — переведите их мне обратно на мой номер» и т.п.
Конечно, от большинства видов мошенничества, в которых участвуют отдельные контент-провайдеры, сотовые операторы получают хорошую долю отчислений. И, наверное, они и рады бы не замечать происходящего. Но к их несчастью уже превышен определенный критический порог, когда явление приняло столь массовый характер, что им заинтересовались и правоохранительные органы и регуляторы рынка.
Подобное внимание сотовым операторам совершенно ни к чему, да и такое понятие, как лояльность абонентов еще никто не отменял. Поэтому и вынуждены операторы идти на определенные меры, чтобы сбить волну негатива в свой адрес.
Например, Билайн совсем недавно анонсировал услугу выборочного доступа к сервисам, предоставляемым контент-провайдерами. С ее помощью пользователь может создавать «черный» и «белый» список номеров. В первом случае осуществляется блокировка всех номеров, занесенных в список, а во втором, наоборот, запрещаются звонки на номера, не включенные в список. Ранее эта услуга уже действовала в сети Билайна, но она была доступна только его корпоративным клиентам. В тестовый период данный сервис будет бесплатен, но затем за него предполагается взимать ежемесячную абонентскую плату в размере 30 рублей.
Также Билайн предполагает запуск в 3 квартале услуги, позволяющей запрашивать стоимость SMS, отправляемых на короткие номера.
Хотя оператор и взял на свои плечи часть забот по борьбе с мобильным мошенничеством, тем не менее, его исполнительный вице-президент по развитию бизнеса на массовом рынке Дмитрий Плесконос считает, что сотовая связь все больше напоминает собой Интернет, и пользователи сами должны учиться предохраняться от атак на них.



В компании МегаФон также вынуждены развернуть программу по борьбе с мобильным мошенничеством. Для сбития волны преступности оператором разработан комплекс специальных мер, включающих взаимодействие с контент-провайдерами, создание и внедрение специальных сервисов, информирование абонентов о схемах мошенничества и способах защиты, а также оперативное разрешение претензионных обращений.
Что касается работы с контент-провайдерами, то в последнее время МегаФон значительно ужесточил требования к своим партнерам. Так, был введен в действие новый договор о сотрудничестве, предусматривающий применение штрафных санкций, позволяющих оператору до 90% прибыли забирать себе. Кроме того, провайдер должен в течение 3 часов реагировать на факты мошенничества и блокировать недобросовестных продавцов.
В дополнение к этому был разработан обновляемый список запрещенных в сети сервисов. И все же, несмотря на это не все приняли новые правила игры — компания «Первый альтернативный» даже после этого показала отрицательную динамику по мобильному мошенничеству.
Оператор активно использует технологию автоматического информирования о стоимости контента по ряду коротких номеров — Advice of Charge (AoC).
Также МегаФон запустил бесплатную услугу «Мобильный прайс», позволяющую узнать стоимость исходящих SMS на короткий номер, название провайдера и его координаты.
Кроме того, пользователи могут полностью блокировать возможность отправки SMS на короткие номера. Правда, пока эта услуга платная и ее стоимость в зависимости от региона составляет от 20 до 150 рублей (в Московском регионе). Правда, МегаФон обещал осенью сделать данную услугу бесплатной на всей территории обслуживания. Задержку в компании объясняют особенностями биллинга.
Как и в Билайне, в МегаФоне считают, что и сами абоненты не должны стоять в стороне от происходящих событий. Специально для этого в начале лета МегаФон запустил Интернет-портал stopfraud.megafon.ru, посвященный практическим советам по противодействию мобильным мошенникам. В числе прочего на нем имеется форма обратной связи, для тех, кто был подвергнут обману. Также на портале планируется создать раздел, где родители смогут ознакомиться с примерами мобильных угроз в адрес детей и способами защиты от них.






Помимо этого с целью выявления криминальных схем оператором был налажен мониторинг Интернета и жалоб клиентов. В ходе специальной видеоконференции с регионами Сергей Хренов, начальник департамента по борьбе с мошенничеством ОАО «МегаФон», рассказал, что только в январе-июне 2010 года его сотрудниками было отработано около 44 тысяч инцидентов. В их числе — более 2500 жалоб абонентов на использование premium-номеров в мошеннических целях, а также более десятка запросов регулирующих органов. С привлечением правоохранительных органов было выявлено и заблокировано более 200 мошеннических сайтов. Ежедневно блокируются от 20 и более мошеннических префиксов. В целом, по итогам шести месяцев 2010 года, количество жалоб на контент-провайдеров снизилось в четыре раза.
К сожалению, врозь сотовые операторы боятся делать какие-либо кардинальные шаги на рынке контента, способные придушить гидру мобильного мошенничества. В условиях жесткой конкуренции необходимы совместные согласованные действия под руководством регулятора.



 


© СОТОВИК

Новости за день

новости за 23 июля

Авторизация


Регистрация
Восстановление пароля

Наверх